Снижение выкупной цены земельного участка

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 ноября 2010 г.      г. Тверь          № дела А66-10353/2010

Арбитражный суд Тверской области в составе: судьи Владимировой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой В.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Массарской Елены Николаевны, 18.03.1963 г.р., зарегистрированной по адресу: г. Тверь, ул. Д. Донского, д. 28, кв. 3, ОГРН 309695220300042, к ответчику - Комитету по управлению имуществом Тверской области, г. Тверь о признании недействительным распоряжения ответчика. С участием: от заявителя - Неумывалов Д.В., доверенность, от ответчика - Львов В.А., доверенность,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Массарская Е.Н. (далее заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее ответчик) о признании недействительным распоряжения ответчика от 14.07.2010 № 1962 в части цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Дарвина, д. 10, кадастровый номер 69:40:0400074:8, площадью 3283 кв.м.

Требования мотивированы нарушением норм земельного законодательства, поскольку, по мнению заявителя, индивидуальный предприниматель Массарская Е.Н. подпадает под критерии, предусмотренные п.1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на обоснованность цены на выкуп упомянутого земельного участка, поскольку считает мнение заявителя ошибочным. Названная им норма земельного законодательства предусматривает установление льготной цены только для собственников зданий, строений и сооружений, тогда как заявитель имеет право собственности на нежилое помещение.

Суд с согласия сторон, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

Суд исходит из следующего: Массарской Е.Н. принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Тверь, ул.Дарвина, д. 10, приобретенное по договору купли-продажи от 25 марта 1997 г. у ТОО «Тверьтекстильторг». Пунктом 1.2. распоряжения ответчика от 14 июля 2010 № 1962 «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка под объекты недвижимого имущества» Массарской Е.Н. предоставлено          доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером 69:40:0400074:8, площадью 3283 кв.м., расположенный по адресу: г.Тверь, ул.Дарвина, д. 10, под комплекс нежилых строений.

Пунктом 3 названного распоряжения ответчика цена выкупа упомянутой доли заявителя составляет 627 192 руб. 87 коп., что подтверждено соответствующим расчетом (л.д. 10).

Считая, что ответчик неправильно применил ставку земельного налога в 10% (по мнению заявителя, должна применяться ставка 2,5%), заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права, просит признать недействительным п. 3 оспариваемого распоряжения и прилагаемый к нему расчет цены выкупа земельного участка из расчета десятикратной ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка относительно Массарской Е.Н.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона до 01.01.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной субъектами Российской Федерации в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 марта 2000 года N 5-П, ссылаясь на статью 127 Конституции Российской Федерации, привел Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2009 года N 14649/08, в котором указано, что для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, определенной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из буквального смысла пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из которой не следует, что отчуждение объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности должно носить непосредственный характер. Следовательно, субъектами применения льготного порядка расчетов приватизируемого земельного участка за плату выступают собственники тех зданий, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности.

На спорном земельном участке располагается объект недвижимости, который был отчужден из государственной собственности на основании договора купли-продажи от 3.11.1992 № 1128 401 378-1/17-1 (л.д.15). Согласно договору купли- продажи от 25.03.1997 г. упомянутый объект был продан нескольким покупателям, в т.ч. Массарской Е.Н. Согласно договору купли-продажи от 25.03.1997 г. Массарская Е.Н. купила склад лит.В площадью 352,4 кв.м. инв. № 3427, на основании этого договора выдано свидетельство от 22.10.2002 серия 69-АА№ 311008.

На основании изложенного истец наделен правом выкупа земельного участка по льготной цене.

Доводы ответчика о том, что свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.10.2002 серия 69-АА № 311008 зарегистрировано в качестве объекта права собственности нежилое помещение, которое не относится ни к зданию, ни к строению, ни к сооружению, и не фигурирует в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», судом отклонены по вышеназванным основаниям.

Кроме того, согласно части 4 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения; в этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.

Данное правовое регулирование учитывает специфику помещений как объектов недвижимости и находится в системной связи с положениями пункта 5 части 1 статьи 7, частей 4 и 6 статьи 41 того же Федерального закона о необходимости описания местоположения помещения в пределах здания или сооружения (их частей, этажей) и о включении кадастрового номера здания или сооружения в состав сведений о помещении. В соответствии с частями  1  и 2 статьи 43  Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" его положения в переходный период - до 1 января 2013 года - не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 1 октября 2009 г. N 1129-0-0 Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Липецкой области о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие земельного Кодекса Российской Федерации» ограничительное толкование оспариваемого положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

Судебные расходы по оплате государственной пошлине в сумме 200 руб. отнести на ответчика. Государственную пошлину в сумме 3800 руб. возвратить заявителю, как излишне оплаченную.

Руководствуясь статьями ПО, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования индивидуального предпринимателя Массарской Елены Николаевны, 18.03.1963 г.р., зарегистрированной по адресу: г. Тверь, ул. Д. Донского, д. 28, кв. 3, ОГРН 309695220300042, к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании недействительным распоряжения ответчика от 14.07.2010 № 1962 в части цены выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Дарвина, д. 10, кадастровый номер 69:40:0400074:8, площадью 3283 кв.м., удовлетворить.

Признать недействительным п. 3 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 14.07.2010 № 1962 и прилагаемый к нему расчет цены выкупа земельного участка из расчета десятикратной ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка относительно Массарской Е.Н., как противоречащий пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с обязанием ответчика устранить допущенное нарушение путем перерасчета цены спорного земельного участка в соответствии с законодательством.

Государственную пошлину в сумме 200 руб. взыскать с Комитета по управлению имуществом Тверской области в пользу индивидуального предпринимателя Массарской Елены Николаевны, 18.03.1963 г.р., зарегистрированной по адресу: г. Тверь, ул. Д. Донского, д. 28, кв. 3, ОГРН 309695220300042.

Государственную пошлину в сумме 3800 руб., оплаченную по квитанции Сберегательного банка от 14.10.2010 г., возвратить заявителю. Выдать справку и копию квитанции.

Назад