Об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Тверской области в предоставление в собственность земельного участка под зданием

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ (после перерыва в порядке ст. 163 АПК РФ) «15» ноября 2012 г. г. Тверь Дело № А66-10955/2012 (Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2012)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цветковой А.А. с использованием средств аудиозаписи, при участии представителей: от заявителя - Афанасьева В.С. (генеральный директор), Неунывалова Д.В., по доверенности (до перерыва), Созонович Н.А., по доверенности (после перерыва), от ответчика - Львова В.А., по доверенности (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БурГеоСервис», г. Тверь, к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, г. Тверь, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 2526,6 кв. м по адресу 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4. кадастровый номер 69:40:0400010:0016, оформленного письмом № 8706-09 от 28.06.2012, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «БурГеоСервис» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 2526,6 кв. м по адресу: 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4, кадастровый номер 69:40:0400010:0016 (равнозначен номеру 69:40:0400010:16), оформленного письмом № 8706-09 от 28.06.2012 и обязании принять решение о предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 2526,6 кв. м по адресу: 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4, кадастровый номер 69:40:0400010:0016 и направить Обществу договор купли-продажи указанного земельного участка. В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, мотивируя их статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие 2 А66-10955/2012 Земельного кодекса Российской Федерации», Законом Тверской области от 09.04.2008 № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», Постановлением Администрации Тверской области от 14.06.2011 года № 283-па «Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области». Заявитель считает, что площадь испрашиваемого земельного участка соответствует площади, необходимой для эксплуатации и содержания находящихся на нем объектов недвижимости. В подтверждение своих слов заявитель ссылается на Обоснование размера земельного участка, составленное Обществом с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Линия» (л.д. 83-90). По письменному ходатайству ответчика и с согласия заявителя в судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 08.11.2012 в 11 час. 30 мин. Объявление о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области. После перерыва заседание суда продолжено. Заявитель поддержал заявленные требования. Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, 28.06.2012 года Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом Тверской области (переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) с заявкой вх. № 299/11 от 28.06.2011 года (л.д. 10-11) на приватизацию находящегося в аренде земельного участка площадью 2526,6 кв. м по адресу 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4, кадастровый номер 69:40:0400010:0016, на котором расположены находящиеся в собственности Общества объекты недвижимости. К заявке были приложены все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (далее - Перечень документов). Из представленных документов следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости: - склад общей площадью 55,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Дмитрия Донского, д. 37, номер объекта 69:40:04:00:010:0001:1/01649/37/10000/Р, свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2002 серия 69-АА № 206014 (л.д. 18), - административное здание с экспериментальным участком, назначение: нежилое, общая площадь 754,7 кв.м, адрес объекта: Тверская область, ул. Учительская, д. 4, кадастровый номер 69:40:0400010:16:1, свидетельство о государственной регистрации права от 19.08.2008 № 69-АБ 226767 (л.д. 19).3 А66-10955/2012 Письмом от 28.06.2012 года № 8706-09 (л.д. 69) Министерство сообщило об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что Обществом не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности размера испрашиваемого земельного участка для обслуживания и эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости. Общество, считая отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконным, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением. Рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 Кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ. Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.4 А66-10955/2012 Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 . Как следует из названных норм, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением тех документов, которые предусмотрены указанным Перечнем. Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Как предусмотрено частью 7 статьи 36 Кодекса, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Письмо Министерства от 28.06.2012 № 8706-09 по своей сути можно признать решением об отказе в предоставлении земельного участка, так как оно содержит мотивированный отказ. Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о неправомерности доводов Министерства о том, что Обществом не подтверждено, что испрашиваемый размер земельного участка необходим для использования и содержания находящихся на нем объектов недвижимости. В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в 5 А66-10955/2012 соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок площадью 2526,6 кв. м. предоставлен Обществу по договору аренды от 02.08.2002 . Согласно пункту 1,2 указанного договора целевое назначение использования земельного участка- под административно-складские помещения. При передаче земельного участка в аренду проведено его межевание, определены и согласованы со всеми заинтересованными лицами его границы. В соответствии с актом установления границ земельного участка, установление границ произведено по фактическому пользованию. Доказательств того, что Общество не использует земельный участок в соответствии с теми целями, для которых он сформирован, в деле нет. Кроме того, согласно представленному в суд Обоснованию размера земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации административно-складских помещений Общества, подготовленному Обществом с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Линия» размер арендуемого Обществом земельного участка является необходимым и требуется для обслуживания и эксплуатации расположенных на нем административно-складских помещений в соответствии с требованиями СНиП 31-05-2003 «Общественные здания, административного назначения», Постановлением Администрации Тверской области от 14.06.2011 года № 283-па «Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области», сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства Регионапльного развития РФ от 28.12.2010 № 820, Методическим рекомендациям по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований». В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В рассматриваемом случае заявителем доказана необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости. Ответчиком обратного не доказано. При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению с отнесением на ответчика понесенных заявителем судебных расходов по уплате государственной пошлины. В качестве восстановления нарушенных прав Общества суд считает необходимым обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «БурГеоСервис», г. Тверь, ОГРН 1026900570399, ИНН 6905017516, в собственность земельный участок площадью 2526,6 кв. м, 6 А66-10955/2012 расположенный по адресу 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4. кадастровый номер 69:40:0400010:0016, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Руководствуясь статьями 110, 163, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «БурГеоСервис», г. Тверь, ОГРН 1026900570399, ИНН 6905017516, требования удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в собственность земельного участка площадью 2526,6 кв. м по адресу: 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4. кадастровый номер 69:40:0400010:0016, оформленный письмом № 8706-09 от 28.06.2012. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «БурГеоСервис», г. Тверь, ОГРН 1026900570399, ИНН 6905017516, в собственность земельный участок площадью 2526,6 кв. м, расположенный по адресу: 170006, г. Тверь, ул. Учительская, д. 4. кадастровый номер 69:40:0400010:0016, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в пользу заявителя 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела. Исполнительный лист выдать в соответствии с требованиями ст. 319 АПК РФ. Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья Л.Ю. Голубева

Назад